Социальные сети

Назад к списку

18 июня - "Подвиг экипажа!"

18 июня 1937 года экипаж самолёта АНТ-25 (Валерий Чкалов, Георгий Байдуков, Александр Беляков) начал беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Северный полюс - США, успешно завершив его 20 июня приземлением на аэродроме города Ванкувер. Одномоторный самолет АНТ-25 для дальних перелетов конструкции Андрея Туполева был построен в 1934 году. 10-12 сентября 1934 экипаж Михаила Громова установил на АНТ-25 мировой рекорд дальности, за 75 часов пролетев 12 411 км. Советское правительство стремилось открыть воздушный мост с США и Канадой через Северный полюс. 3 августа 1935 летчики Леваневский, Байдуков и штурман Левченко взяли курс на полюс и далее - на Америку. Но из-за технической неисправности перелет не состоялся.Реализовать идею беспосадочного перелета предложили Валерию Чкалову. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин, опасаясь повторения неудачной попытки перелета Леваневского, лично указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский. Этот перелёт стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс. 


Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала «борьбы с культом личности Сталина» и литературных подчисток. За перелёт весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвращение самолёта в Москву приехал лично встречать на аэродром И. В. Сталин.Сейчас самолет АНТ-25, на котором был совершен перелет Москва-Ванкувер, стоит в ангаре рядом с домом-музеем Чкалова на родине летчика. Музей был открыт через два года после гибели Чкалова – в 1940 году.